Номинация 3_Заявка 1053226

Направление программы НКФП «Берлога»:

Киберфизическое приборостроение

Тема модуля:

начальные основы электросхемотехники

Образовательная цель модуля:

Знакомство учащихся с основами построения электрических схем, аналоговыми и цифровыми схемами, практика сборки таких схем.

Планируемое время на прохождение модуля:

16

Место модуля в учебном курсе по направлению НКФП «Берлога», связь с другими модулями в программе:

Первоначальный модуль

Возрастная категория:

9-12 лет

Знания и навыки, необходимые для успешного прохождения модуля:

Требования не предъявляются

Необходимый опыт в программировании, в работе с киберфизическим содержанием:

Требования не предъявляются

Что должно быть освоено к моменту проведения занятия?:

Требования не предъявляются

Содержание, включённое в школьную программу (знания – представления, понятия, законы, способы решения и др.):

Раздел “электричество” курса физики

Межпредметное киберфизическое содержание (общие киберфизические представления, программирование, моделирование, принципы управления и др.):

введение в курс построения электрических схем от простейших к схемам среднего уровня

Деятельностное (общие способы действия, понимания, мышления, коммуникации и др.):

Работа учащихся в составе группы, хотя освоение программы идет индивидуально с межличностным общение в процессе работы и освоения материала

Задайте возможные/допустимые уровни освоения содержания:

уровень понимания основных принципов построения электрических схем, их компонентов, понимание различия аналоговых и цифровых схем.

Учебные материалы, необходимые для проведения модуля (тексты, формулировки заданий/задач, презентации, демонстрации, оборудование и др.):

видеосюжеты по нескольким темам занятия, макетные платы на каждого ученика, компоненты электрических схем для занятия, приборы ампервольтомметры, можно также портативные осциллографы

Какие форматы проведения занятий и формы организации учебной и/или проектной деятельности предлагается использовать:

просмотр видео и ответы за контрольные вопросы по нему, сборка электрических схем на макетных платах

Как обеспечивается повышение осознанности и самостоятельности в учебной деятельности:

Путем практической сборки и отладки работы электрических схем. При этом также повышается и мотивация - после их успешной сборки.

Как организуется в процессе прохождения модуля коммуникативное взаимодействие между педагогом и учащимися, между учащимися, с внешними экспертами:

Учащиеся занимаются в учебном кабинете рядом друг с другом, видя результаты работы других учащихся. Педагог подсказывает в случае затруднений, помогает для достижения положительного итогового результата по каждому заданию. В процессе занятий можно использовать учебное пособие “Основы схемотехники”, полученное в рамках создания площадки НКФП.

Подготовительные задания/задачи:

Просмотр мультфильма, поясняющего работу электрических схем на примере полива растений на даче у бабушки.

Ключевая задача учебной ситуации, в какой форме предлагается:

Сборка первой электрической схемы по включению светодиода.

Какие действия по решению задачи могут привести к ошибкам/неверным решениям, иными словами: к сбою в решении (не менее двух):

неверное подключение светодиода по полярности, непонимание устройства макетной платы и клеммных колодок в ней, некачественная подготовка учебного занятия (разряженный источник питания, перегоревший светодиод, плохо зачищенные соединительные провода)

Как проводится работа с неверными действиями/неверными гипотезами и т.д. школьников, которые привели к ошибкам, к сбою в деятельности:

производится пошаговая проверка правильности сборки электрической схемы и устранение выявленных ошибок

Как на основе работы по преодолению сбоя в деятельности вводятся новые знания/способы действия/приёмы работы/…:

учащимся уясняется необходимость предельной аккуратности при сборке схемы на макетной плате, по мере прохождения курса идет построение учебного материала на базе предшествующего опыта

Как завершается учебная ситуация:

Контроль/диагностика (контрольные или диагностические задания/задачи, критерии оценки/подходы к интерпретации результатов)

Обоснуйте ваш выбор в предыдущем пункте:

В завершение курса учащиеся самостоятельно производят сборку и отладку электрической схемы средней сложности по ее изображению.

Вероятно, мы не спросили о том, что вы считаете важным в отношении адаптированного модуля. Напишите в свободной форме.:

Если говорить об учащихся 9-12 лет, то у них еще нет курса физики в общеобразовательной школе. Однако освоение работы с киберфизическими системами требует наличие навыков понимания начальных основ построения электрических схем и их функционирования, а также навыков их практической сборки и отладки, поэтому такой модуль необходим в программах НКФП “Берлога”.