Как стать технологическим кружком Национальной киберфизической платформы? ЧАСТЬ 2

Кружок Национальной киберфизической платформы

Методическое пособие

Аннотация

В методическом пособии представлено описание основных принципов и подходов к организации в кружках условий для вовлечения подростков в перспективные направления технологического развития. Представлена концепция Национальной киберфизической платформы (НКФП) и модель кружка НКФП как пространства совместной учебной и производственной деятельности детей и взрослых.
Методическое пособие предназначено для руководителей, наставников и педагогов технологических кружков, а также для широкого круга заинтересованных читателей.

Авторы-составители:

  • Андрей Андрюшков
    Научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ, старший научный сотрудник лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ, кандидат политических наук.

  • Алексей Федосеев
    Президент Ассоциации участников технологических кружков, лидер проекта Национальной киберфизической платформы «Берлога» и основатель Олимпиады Национальной технологической инициативы.

  • Михаил Просекин
    Руководитель профилей Национальной технологической инициативы «Интеллектуальные энергетические системы» и «Технологии беспроводной связи», основатель и директор компании «Инситилаб», кандидат физико-математических наук.

  • Анастасия Старостинская
    Вице-президент Ассоциации участников технологических кружков, руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ.

Читайте в Части 1:
Введение
Раздел 1. Образ современного технологического кружка

  • Раздел 1.1. Кружок как увлекательное приключение для подростка
  • Раздел 1.2. В чем социальные функции современного технологического кружка?

Раздел 1.3. Как технологический кружок может развиваться?
Раздел 2. Как кружок может участвовать в развитии Национальной киберфизической платформы
Раздел 2.1. О Национальной киберфизической платформе

Раздел 2.2. Дорожная карта кружка Национальной киберфизической платформы

Раздел 1.3. Как технологический кружок может развиваться?

Для того, чтобы кружок мог выполнять эти и другие значимые социальные функции (например, участвовать в процессах территориального развития или в гражданской науке, делясь результатами своей научно-технической работы с сообществами энтузиастов), необходимо рассматривать кружок как пространство разных видов деятельности: участники кружка учатся, разрабатывают проекты, проводят исследования, команды готовятся к соревнованиям, производят прототипы и реальные продукты. Причем кружок может усложнять, развивать свою деятельность, приближаясь в своем развитии к сообществу профессионалов, участвующих как самостоятельная социально-экономическая единица. Но, конечно, чаще всего сегодня кружок — это организованность дополнительного образования, в которой прежде всего дети учатся или даже просто проводят творческий досуг. Повторимся, что наша общая задача – сделать доступным для каждого подростка России такие кружки, в которых они смогут получить больше, чем первое знакомство с технологиями: опыт реальной созидательной деятельности и самоопределение в наиболее важных для нашей страны профессиональных сферах.

Для того, чтобы описать этот процесс усложнения деятельности кружка, мы предлагаем выделить векторы развития кружка по отдельным направлениям (рисунок 1).

Рисунок 1. Векторы развития кружка с указанием возможностей кружка, соответствующих разным уровням

Векторы развития

Компетентность кружка в выбранном технологическом направлении

Базовый уровень
Кружок способен увлекательно проинформировать про новые технологии

Продвинутый уровень

Кружок способен научить существующим технологиям

Профессиональный уровень

Кружок способен на основе существующих технологий создавать новые продукты

Опережающий уровень
Кружок способен разрабатывать новые технологии


Способность кружка производить технологические продукты

Базовый уровень

Кружок способен создавать учебные макеты (на основе конструкторов)

Продвинутый уровень

Кружок способен создавать прототипы технологических продуктов (с использованием современного оборудования)

Профессиональный уровень

Кружок способен производить технологические продукты для собственного пользования

Опережающий уровень

Кружок способен производить технологические продукты под запросы заказчика (школы, муниципалитета и т.п.)


Возможности для профессионального развития в кружке

Базовый уровень

Кружок формирует интерес в целом к инженерному труду

Продвинутый уровень

Кружок дает опыт командного решения инженерной задачи (в проектных командах, на соревнованиях и т.д.)

Профессиональный уровень

Кружок обеспечивает профессиональную навигацию для участников: помогает сформировать личные профессиональные траектории, образовательные маршруты

Опережающий уровень

Кружок включен в профессиональное сообщество, имеет коммуникацию с научными и инженерными коллективами по своей теме, участвует в профессиональных мероприятиях (конкурсах, научно-практических конференциях, изданиях).


Формирование субъектности участников кружка

Базовый уровень

Кружок позволяет участникам проявить свой интерес

Продвинутый уровень

Кружок формирует учебную субъектность участников: устойчивую мотивацию на самообразование, постановку учебных задач перед собой, управление своим образовательным маршрутом

Профессиональный уровень

Кружок формирует организационную субъектность участников: способность к организации собственных мероприятий, проектных команд, участия кружка во внешних мероприятиях

Опережающий уровень

Кружок формирует способность к самостоятельному проектному видению и созидательному действию в социальной и профессиональной сфере.

Усложнение каждого из векторов приближает кружок к определению себя прежде всего как сообщества технологических энтузиастов, а не просто организации дополнительного образования. Мы не ставим задачу превратить в технологические компании все кружки научно-технического творчества. Однако считаем важным не останавливаться только на уровне досугово-учебного кружка, если мы хотим создать условия, чтобы подростки реально вовлекались в современные технологические тематики и формировали устойчивый интерес и целеполагание в этой сфере.

Для развития кружка необходимо понимать, каков основной профиль деятельности кружка на данный момент и каковы цели его развития. «Взросление» кружка и его развитие во многом взаимосвязаны со взрослением его участников. И для некоторых кружков возможна такая стратегия развития, при которой участники уходят из кружка, достигая старшего подросткового возраста. То есть кружок является хорошим стартом для начала самоопределения, но не готов участвовать в судьбе подростка, когда начинается настоящее профессиональное самодвижение и появляется готовность брать на себя организационные задачи и ответственность за других людей. При этом совершенствование условий для начального самоопределения и выбора подростком траектории своего дальнейшего движения и будет определять стратегию развитию данного кружка. Причин для такого развития много, прежде всего, это связано с невозможностью в текущих условиях реализовать условия для такой сложной работы, как профессиональное развитие подростка. Истории многих кружков как раз говорят, что усложнение запросов, связанных с психологическими аспектами взросления, требовали от кружка усложнения и его деятельности.

Для перехода на более сложные уровни по обозначенным выше векторам кружок должен иметь соответствующие форматы деятельности: обеспечение опыта профессиональной деятельности требует повышения требований к качеству проектной и исследовательской деятельности в школе, которые в свою очередь лучше всего организовывать за счет участие в лучших проектных конкурсах; развитие культуры командной работы в инженерной сфере требует опыта участия кружка в инженерных соревнованиях и хакатонах, где собственно и моделируются условия работы в профессиональной среде над комплексными инженерными задачами.

Конкретные форматы и их комбинации должны оставаться на усмотрение руководителя и кружковцев, однако мы предлагаем ориентироваться на следующие соответствия.

Для реализации базового уровня кружка достаточны такие форматы, как просветительские лекции, интерактивные игры, проектное обучение с использованием подручных средств, легких для работы конструкторов и программных языков.

Для реализации продвинутого уровня кружка понадобится более сложное оборудование, на базе которого необходимо организовать проектное обучение в командах. При этом важно участвовать в проектных конкурсах и конференциях, которые специализируются на поддержке именно учебных проектов учащихся (чаще всего, это конкурсы регионального уровня). Также полезно выбрать одно-два инженерных соревнования (например, НТО.Джуниор), участвуя в которых кружок может существенно обновить собственные знания по теме кружка и создать возможность для дальнейшего развития участников.

Для реализации профессионального уровня кружку понадобится профессиональное оборудование и технологии, работа с которыми обязательна для выбранного профиля кружка. При этом ведущей деятельностью в кружке должна стать проектная и исследовательская, кружок организует работу вокруг тем проектов, тем самым становясь своеобразной моделью инженерного производства. Моделированию условий реальной инженерной деятельности будет способствовать и участие в более сложных инженерных соревнованиях (например, НТО для 8-11 класса), которые требуют несколько месяцев активной работы команд над задачами этапов. Кружок должен быть готов вступить в коммуникацию с потенциальными «заказчиками» своей работы и удерживать требования к качеству продуктов своей проектной и исследовательской деятельности. Здесь также могут быть полезны более серьезные проектные и исследовательские конкурсы и конференции, которые могут помочь оценить реальный уровень команд кружка (такие конкурсы, как Большие вызовы, Конференция Вернадского, Старт в инновации).

Опережающий уровень фиксирует превращение кружка уже в самостоятельную социальную единицу, способную вступать в экономические отношения с окружающим миром на основе своих ценностей и целей. Лучшей проверкой для кружка, способен ли он выйти на этот уровень, является участие в профессиональных конкурсах и соревнованиях (например, в ИТ-сфере, хакатонах), наградой за победу в которых становятся гранты на реализацию технологических проектов (например, конкурс «Умник»).

Подробные шаги развития представлены в дорожной карте кружка НКФП.

Раздел 2. Как кружок может участвовать в развитии Национальной киберфизической платформы

Раздел 2.1. О Национальной киберфизической платформе

Летом 2022 года в Севастополе на интенсиве «Архипелаг» было объявлено о запуске Национальной киберфизической платформы (НКФП). Место и время не случайны: проект призван вовлечь российских детей и молодежь в науку и инженерию, профессии, критичные для формирования технологического и кадрового суверенитета, обновления существующих способов ведения хозяйства, переосвоения территории страны и возвращения России в число лидеров мирового технологического развития.

Критической частью технологического суверенитета на рубеже XXI века стали информационные системы. В любой сфере деятельности вы найдете системы управления, цифровые и электронные устройства, сложнейшие программы с применением искусственного интеллекта — и в сельском хозяйстве, и в авиастроении, и образовании, и в медицине, и в военном деле. При этом многие десятилетия Россия импортировала электронику и информационные технологии, а также связанные с ними методы управления. Сейчас мы сталкиваемся с необходимостью воссоздавать эти направления практически с нуля. Но просто копируя западные устройства, поддерживая импортозамещение существующих подходов, мы обрекаем себя на еще большее отставание. Период изоляции дает России фору в создании собственной сильной промышленности, и за это время нам необходимо разработать опережающие технологии. Поэтому в основу платформы были положены новые принципы.

Проектирование и производство киберфизических систем — ключ к включению страны в разворачивающуюся по всему миру четвертую промышленную революцию. Киберфизическими мы называем такие принципы управления человеко-машинными деятельностными системами, которые сочетают сильные стороны кибернетики, цифровых технологий и фундаментального моделирования, гибкость управления гетерогенными системами и характерные для XXI века непрогнозируемые время и условия работы систем, взаимодействие естественного и искусственного интеллекта.

Киберфизическая система — это материальная система с цифровым программным управлением, обладающая определенными характеристиками:

  • киберфизическая система выполняет социальную функцию и имеет общественную ценность;
  • это гетерогенная и распределенная в пространстве система;
  • система обладает высоким уровнем автономности (самодостаточности) функциональных элементов;
  • имеет систему управления, задающую логику взаимодействия элементов в опоре на модельно-онтологическое описание системы в целом;
  • система может проектироваться с задачей модификации в ходе реализации и, следовательно, имеет неопределенный заранее срок работы.

Киберфизика как подход к управлению физическими и социотехническими системами должна стать базовой грамотностью любого будущего ученого, инженера, управленца или предпринимателя. Это новая область знаний и практики, поэтому мы вынуждены создавать новые технологии и методики одновременно с выращиванием будущих специалистов, обладающих нужными компетенциями. Для этого мы запускаем Национальную киберфизическую платформу на стыке реального производства (ИТ-индустрии, электроники, приборостроения и других отраслей), образования всех уровней, предпринимательства и развития новых практик и сообществ, новых принципов управления и проектирования систем, но также и новых медиа, способов вовлечения детей, таких как мобильные игры.

Что же такое Национальная киберфизическая платформа, как она устроена? Попробуем последовательно развернуть все составляющие платформы — от ее технологического базиса к общественной инициативе (рисунок 2).


Рисунок 2. Иерархическая структура Национальной киберфизической платформы

Первая и самая простая часть — игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных видеоигр разных жанров, объединенных общим сюжетом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. «Берлога» становится точкой входа школьников в технологическое образование, помогает заинтересовать их сложным содержанием новых профессий, привлечь в кружки и инженерные соревнования, обучить программированию и другим востребованным навыкам — в «Берлоге» школьник может программировать прямо в игре, получая таким образом уникальные возможности, недоступные другим игрокам, а также развивать персонажа за счет участия в реальных образовательных мероприятиях.
Технологические кружки, которые включаются в проект, становятся одним из ключевых акторов — пространством, которое соединяет для школьников мир игры и реальный мир инженерных вызовов и профессиональных сообществ. В «Берлоге» школьник знакомится с инженерными традициями (программист, конструктор, биоинженер-технолог и т.д.), которым следуют персонажи–медведи — представители далекой высокотехнологичной цивилизации. А также видит отражение конкретных технологических направлений: коптеры, спутники, айкары и пр. — которые соответствуют реально существующим отечественным разработкам. Но только благодаря выходу в реальный мир и деятельности в кружке участник может включиться в техническое творчество и выстроить свою образовательно-профессиональную траекторию. Для этого высокотехнологичный мир «Берлоги» должен «ожить» на площадке кружка. Это может происходить за счет появления плакатов «Берлоги» на стенах и проведения открытых мероприятий в сеттинге «Берлоги», но также благодаря созданию реальных инженерных проектов и соревнований в современной России.

«Берлога» — не просто серия игр, но целая платформа, включающая открытые библиотеки для создания образовательных игр и сервис игровой статистики, используемый для объединения достижений из разных игр и оценки развития не только общих для разных игр персонажей, но и самого игрока. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ в процессе игры школьнику предлагают записаться на онлайн или офлайн образовательные мероприятия, деятельное участие в которых позволит ему перенести конструируемые в кружках объекты в виртуальное пространство игр. Развивать игрового персонажа можно и за счет участия в олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн — вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать начинающих участников осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Техническое творчество может реализовываться как возвращением в игру — например, создание новых программ внутри игры или создание новой мини-игры для присоединения к игровой платформе — так и созданием реальных технологических проектов и киберфизических систем.

Большая часть составляющих «Берлоги» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков; образовательные программы и продукты по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданные российскими разработчиками; инструменты массовой подготовки наставников; платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных подростков. Национальная киберфизическая платформа «Берлога» объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям. Свои образовательные достижения школьник может не только засчитывать в игре, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу цифровых портфолио на платформе «Талант».

Игровую платформу «Берлога» можно рассмотреть в качестве составляющей технологической платформы, которая направлена на создание новых аппаратно-программных систем. Национальная киберфизическая платформа на этом уровне включает в себя технические стандарты, открытые библиотеки, инструменты разработки программ, а в будущем — и широкодоступные отечественные контроллеры и популярные компоненты цифровых приборов. Такая технологическая платформа призвана обеспечить непрерывный переход между первым опытом, полученным в игре, освоением необходимых будущему разработчику компетенций, возможностью создавать реальные приборы и системы без изменения рабочего инструментария. Поэтому в основе технологической платформы лежат следующие принципы:

  • Киберфизический характер создаваемых в рамках платформы систем предполагает, что проектируемая система никогда не ограничивается цифровым представлением, ведь наиболее интересные эффекты, которые необходимо учитывать в ходе создания прибора/системы, происходят на границе цифрового и физического мира, а значит в платформе должны быть инструменты разработки, обеспечивающие работу с изменяемыми моделями, онтологиями, визуализацией процессов и т.п.
  • Создание условий для максимального включения разработчика в весь технологический процесс создания прибора или системы: от проектирования до распределенного производства и тестирования — через реализацию сквозных методологий проектирования и производства, которые должны найти отражение в платформе; это позволит обеспечить применение платформы не только в образовании или энтузиастами, но и в индустрии.
  • Сочетание различных парадигм программирования, в том числе с применением специальных графических языков и сред, включающих прозрачные для пользователя генераторы программного и машинного кода, что позволит преодолеть существующий сейчас разрыв между различными профессиональными позициями, включенными в создание новых систем – программистами, конструкторами, дизайнерами и др. – и находящимися в собственных предметных и профессиональных представлениях; соответственно, специальная поддержка коллективных способов работы как при написании программ и совместном проектировании электронных устройств и систем.
  • Поддержка множества аппаратных архитектур, в том числе открытых (таких как RISC-V), а также конкретных их реализаций в виде чипов от различных производителей, ведь в ситуации отсутствия популярных отечественных микроконтроллеров и архитектур платформа должна быть открытой для интеграции любых существующих и разрабатываемых решений.
  • Прозрачность и открытость архитектуры платформы, открытый код программной части платформы, что позволяет вовлечь в ее развитие широкие круги энтузиастов, представителей системы образования, науки и бизнеса, причем не только из России, но и со всего мира.
  • Модульность и последовательное развитие платформы — без чего невозможна реализация такого широкого набора требований.

Реализация технологической платформы началась в 2023 году со встроенных в игры графического языка событийного программирования и открытой среды разработки широкого назначения (IDE), но будет продолжена с участием коалиции ведущих технологических команд, экосистемы компаний Национальной технологической инициативы, лидирующих предприятий и научных институтов.

Рассматривая следующий уровень на схеме, игровая и технологическая платформы реализуют новые принципы и методологии разработки приборов и систем, опирающиеся на понятие киберфизики. Это становится необходимо, поскольку распространенный подход к проектированию — когда программисты, схемотехники и дизайнеры живут в собственных профессиональных мирах, используют различные инструменты и как правило не удерживают общие онтологии, модели и видение всего проекта в целом — не позволяет выращивать профессионалов, способных совершить прорыв и обеспечить создание новых технологий. Существующие индустриальные попытки закрыть данный разрыв — специальные методологии разработки, такие как UML или системная инженерия, и связанные с ними программные инструменты — так и не стали широко распространенными на всех этапах подготовки специалистов от школьников и энтузиастов до науки и промышленности.

Таким образом, Национальная технологическая платформа должна стать не просто технологическим пакетом, но средой для формирования инженерного мышления, способной обеспечить бесшовное освоение и применение новой сквозной парадигмы разработки пользователями разного уровня подготовки. Это можно реализовать, если включить в рассмотрение сферу образования. Распространенный сейчас подход к обучению школьников заключается в том, чтобы адаптировать инструменты и подходы к возрасту пользователей, в результате чего мы имеем внутренне несовместимый опыт применения графического языка Scratch для первых шагов в программировании, LEGO для знакомства с робототехникой, Arduino для перехода от конструкторов к собственным электронным устройствам и т.д. Полученный таким образом опыт не применим в реальной разработке, а потенциал формирования фундаментальных знаний за счет овладениями этими массовыми инструментами очень мал.

Напротив, Национальная технологическая платформа направлена на применение новых инструментов не только в ходе учебы, но и при создании школьниками и студентами собственных продуктов, исследований и сложных проектов. Но более важно, что благодаря освоению, а затем и применению школьниками новых концепций, таких как киберфизика, мы сможем заложить основы фундаментальной подготовки будущих инженеров и генеральных конструкторов, сформировать интерес к традиционным учебным предметам и к совместному проектированию сложных систем, вырастить команды, способные создавать конкурентные технологические продукты.

Кружки, инженерные соревнования, исследовательские конкурсы, хакатоны и проектные школы дают пространство для применения новых образовательных технологий, которые уже давно развиваются и применяют в экосистеме технологических кружков России. А значит, платформа должна создаваться в связке с новыми образовательными методиками, направленными на включение нового содержания в общее и профессиональное образование. В опоре на лучшие подходы в образовании (например, мыследеятельностную педагогику, проектное обучение и др.) в рамках Национальной киберфизической платформы будет собираться банк рекомендуемых образовательных программ и методических пособий, календарь образовательных мероприятий и система рекомендаций для детей и наставников. Такая платформа позволит построить бесшовную подготовку будущих профессионалов и адаптировать существующую в России экосистему инновационных приборов и систем (в т.ч. в сфере образования) под задачу обеспечения технологического суверенитета страны. По значимости влияния на систему образования страны проект Национальной киберфизической платформы должен превзойти пример внедрения урока «Информатика» в советскую школу.
Так как киберфизические системы связаны с вопросом соотнесения двух пространств: киберпространства, то есть управляющего пространства (наши представления о системе, наши ожидания, наши управляющие действия и оценка результатов), и физического пространства, то есть материального объекта, воплощающего конкретную часть физической реальности («вторая природа», искусственно созданная человеком), то их принципы могут быть перенесены на любую технологическую тематику. Исходя из принятого в педагогической психологии генетического метода освоения знаний мы предлагаем выстраивать образовательную программу кружка таким образом, чтобы школьники могли понять и прочувствовать момент увеличения управляющих функций, передаваемых искусственному интеллекту (ручное управление — автоматизация — цифровизация). Исходя из генетического подхода необходимо определить задачи, кейсы, позволяющие знакомить школьников с различными решениями управления устройствами, соответствующими различным этапам становления умных устройств — от ручного управления через автоматизацию далее к управлению на основе аналоговых и цифровых систем.

Киберфизика — это шаг к интеллектуализации систем управления, рассмотрению киберфизических систем, а не отдельных роботов, и к обучению в деятельности по их проектированию, связанной с улучшением жизни вокруг себя. Совсем необязательно собирать робота из LEGO и пускать его по линии, если можно автоматизировать школьные процессы. И так приучаться улучшать жизнь вокруг себя — от первого школьного опыта до полноценных научных и производственных изделий и систем в контуре национального технологического суверенитета.

На самом высоком уровне рассмотрения Национальная киберфизическая платформа представляет собой общественно-государственную инициативу по обеспечению в России технологического и кадрового суверенитета, в том числе посредством выращивания отраслей по созданию новых приборов и систем самого разного назначения. Уровень масштаба решаемых задач потребует государственного участия как на уровне федеральных министерств и соответствующих программ, так и отдельных регионов с соответствующей технологической и кадровой политикой.

Но не менее важна и роль общественной инициативы в запуске новой платформы. В начале XX века общественный энтузиазм уже стал опорой технологического рывка Советской России. И сейчас в ситуации беспрецедентного вызова для российского государства значительное внимание при проектировании платформы должно быть уделено выращиванию и поддержке низовых инициативных групп, молодежных конструкторских бюро и сетевых принципов коллективного создания продуктов, получающих все более широкое распространение с развитием цифровых инструментов. Так, в экономической логике Национальная киберфизическая платформа призвана максимально вернуть контроль над средствами производства самим разработчикам и осуществить на различных уровнях хозяйствования переход к построению распределенных инфраструктур, способных к малозатратной деятельности, повышению результативности в пересчете на затраченное время, а также повышение прозрачности и адаптивности производственных процессов.

Реализация общественной-государственной инициативы требует создания специальной поддерживающей системы форматов и мероприятий для Национальной киберфизической платформы. Поддерживающие процессы:

  • Интеграция содержания платформы с направлениями Национальной технологической олимпиады, национальных технологических проектов (таких как НТИ, БАС и др.), других государственных программ.
  • Создание и поддержка банка открытых решений на базе платформы, объединяющего лучшие практики, всю необходимую документацию и код программ под открытой лицензией, как инструмента поддержки сообщества энтузиастов и наставников.
  • Проведение регулярного национального конкурса новых приборов, создаваемых по техническим заданиям от ведущих предприятий с учетом актуальных вызовов, — такой конкурс должен быть ориентирован прежде всего на молодежные коллективы, студенческие КБ и школьные кружки.
  • Поддержка распределенных форматов производств и соответствующих бизнес-моделей, в том числе на новых экономических принципах, позволяющих объединить усилия предпринимателей, энтузиастов и лидеров отечественной индустрии.

Представленная на четырех уровнях организации Национальная киберфизическая платформа связывает созданные в России технологии, новые образовательные методики, культуру разработки и фундаментальное переосмысление подходов к проектированию систем, работу с молодежными сообществами и их экономическую устойчивость в опоре на новые принципы. Такого уровня задачи можно сравнить с Планом ГОЭЛРО, советскими космическими и атомными проектами, которые базировались на революционной идее, планетарной амбиции и удивительном энтузиазме народа. Русский и советский человек — ученый и инженер — в XX века уже несколько раз формулировали свой ответ на ряд принципиальных проблем человечества. И сейчас, столкнувшись с глобальными вызовами для человеческой цивилизации, мы могли бы дать жителям любой страны свой ответ, основанный на ценности развития, новых формах мышления, доступном образовании и инструментах производства. А значит, рамка русского цивилизационного проекта должна стать важнейшей опорой при запуске Национальной киберфизической платформы.